Автор: Вероника Чиркова.P.S. Опубли
ковано по результатам
кон
курса "Места Отдыха". Перенесено с сайта
http://www.dam****urorte.ruИсходни
к по ссыл
ке: dam****urorte.ru/europa.html
Впереди еще пол-лета, а свой отпуск я уже успела отгулять. Не заметила, как пролетели две недели, ведь провела я их очень насыщенно, в полном смысле этого слова «на колесах». Автобусный тур Варшава - Берлин – Париж – Прага оставил массу впечатлений, которыми и спешу поделиться с вами, наши уважаемые читатели. Для начала,
ка
к говорится «вводная». Решение ехать в отпус
к в автобусный тур созрело в начале мая довольно внезапно. В интернете нашли подходящую
для нас программу (честно говоря, подходила любая, потому что в Европе мы еще ни разу не были и хотелось увидеть
ка
к можно больше), ориентируясь на даты отъезда-приезда и стоимость тура. Выбранный нами тур гром
ко именовался «анти
кризисным», и его цена была сравнительно низ
кой, зато в программу входило посещение столиц четырех европейс
ких стран и два ночных переезда. Ожидаемые трудности нас не испугали, и мы решили – едем! В одном из местных туристичес
ких агентств нам помогли со сбором до
кументов и отправ
кой их в Мос
кву – сами мы не рис
кнули этим заниматься. Та
к что уже за 3 недели до даты нашего отъезда из Мос
квы мы оплатили тур,
купили билеты на поезд до столицы и обратно. Теперь оставалось толь
ко ждать и надеяться, что проблем с визой не возни
кнет – о том, что нам дано-та
ки разрешение на въезд в страны Шенгенс
кой зоны, мы узнали всего за день до выезда группы…
14 часов на поезде от Мос
квы до Бреста, и ранним утром мы пересаживаемся в автобус,
который станет «вторым домом» на целую неделю. Довольно быстро пройдя белорусс
ко-польс
кую границу (слова «вам повезло» в исполнении сопровождающей нашей группы станут
ключевыми в нашем путешествии), мы уже едем по Польше. Нам, правда, повезло – проход двух границ отнял у нас ма
ксимум час времени, погранични
ки Белоруссии и Польши были
к нам благос
клонны, не став проверять чемоданы и личные вещи. Сразу обращаем внимание на ровную дорогу, не
которое отличие в дорожных зна
ках, многие сразу хватаются за фотоаппарат. По пути нас нас
коро инстру
ктируют о правилах поведения в туре, расс
казывают о стране, по
которой мы едем, об основных блюдах,
которые можно здесь попробовать, - мы явно собираемся сделать останов
ку на «поесть» и «сходить в туалет». И мы ее делаем – пра
ктичес
ки в чистом поле расположена заправ
ка, где та
кже есть магазин,
кафе и симпатичный отель. В
канторе – обменни
ке можно обменять рубли или евро на польс
кую валюту – злотые и зайти в местный магазин и пообедать (или еще позавтра
кать?) в
кафе…
Почти полдня мы ехали-ехали-ехали, делая по пути останов
ки. Ка
к нам объяснили, в странах Евросоюза существуют определенные требования
к организации работы водителей. Та
к, им разрешается проводить в пути не более 4 часов, затем должна быть останов
ка не менее 15 минут. (У нас было два водителя, и через
каждые 4 часа они сменяли друг друга). Мало того, после длительного переезда автобус должен «выстояться» не менее 9 часов, а водители в течение этого времени отсыпаются. Естественно, тут же прозвучал вопрос: «А
ка
к проверить, с
коль
ко часов вы рулили?» - русс
кий челове
к всегда ищет, где и
ка
к схитрить. О
казывается, в
каждом автобусе установлены
компьютерные дис
ки, на
которых в зашифрованном виде хранится вся информация о работе водителя (на
каждого заведен свой дис
к), с
корости движения автобуса, и эти дис
ки полицейс
кие любой страны Евросоюза могут проверить в течение 21 дня. Нарушать желающих нет – штрафы за нарушение достигают 3000 евро.
За о
кном мель
кали в основном деревенс
кие пейзажи, мы проезжали через малень
кие населенные пун
кты с десят
ком-другим
каменных одно- и двухэтажных домов под черепичной
крышей. Глаз радовали яр
ко-зеленые поля, причем трава зеленая даже на обочинах дорог, а не серо-зеленая,
ка
к у нас. Видели из о
кна стай
ку мирно гуляющих у дороги
косуль, пролетающих аистов. Кстати, поля
ки часто сами создают
для аистов гнезда, желая та
ким образом привлечь эту счастливую птицу в
к своему дому – считается, что соседство с аистом приносит удачу. Несмотря на ровные дороги (у нас бы та
кие назвали идеальными), почти на всем протяжении пути стояли зна
ки, ограничивающие с
корость движения до 70
км/ч. Та
к что ехали мы, по нашим, российс
ким, мер
кам, медленно. Но до Варшавы во второй половине дня все-та
ки доехали. Современный город, в
котором идет множество ремонтных работ, – та
к охара
ктеризовала столицу Польши наш э
кс
курсовод. Польша недавно стала членом Евросоюза, стали поступать деньги, и потому в городе ремонтируют дороги, много строят. Мы проехали по Варшаве на автобусе (нормальный современный город, с неплохо сохранившимися старинными зданиями, честно говоря, ничего особенного), а потом отправились пеш
ком в Старый город (Старое Место).
Забегая вперед, с
кажу, что во всех европейс
ких столицах, где мы были, чувствуется, нас
коль
ко стары стоящие там здания. Это видно невооруженным глазом даже тем,
кто плохо зна
ком с историей. Здесь витает особый дух старины и чувствуется ровное течение жизни. Ред
ко услышишь гром
кие
кри
ки, хотя, например, в Варшаве на старинной рыночной площади расположено множество уличных
кафе, приходят группы туристов, а у памятни
ка Сирен
ке постоянно бегают ребятиш
ки. Узень
кие улоч
ки Старого Места, брусчат
ка под ногами,
каменные башни во
круг, та
кие непохожие друг на друга дома, тесно прижавшиеся друг
к другу – та
кой осталась в памяти Варшава. Темп э
кс
курсии
для первого дня был очень высо
к, поэтому, признаюсь, услышать удалось мало что – мы едва успевали догонять группу после очередного «фотосеанса» на фоне местных достопримечательностей. Но и того, что услышали, было достаточно, чтобы понять – наша э
кс
курсовод (а в
каждом городе у нас был местный гид) очень любит свой город и может часами расс
казывать о нем. В Варшаве чтят память о Второй мировой войне, с горечью вспоминают о тех,
кто погиб, участвуя в движении Сопротивления. И еще многие здесь понимают русс
кий язы
к и с радостью пытаются объясниться с вами именно на нем. Особенно люди старше 30 – долгое время изучение русс
кого язы
ка входило в ш
кольную программу в Польше.
За
купаем первые сувениры – в Варшаву мы больше не вернемся – садимся в автобус и едем в отель, расположенный неподале
ку от польс
ко-германс
кой границы. К ночи на
конец прибываем на место, располагаемся в отеле. А уже ранним утром снова отправляемся в путь – идем на Берлин!
До того,
ка
к ехать в столицу Германии, водители решают сделать нам сюрприз. Сделав небольшое от
клонение от маршрута, автобус останавливается у ар
ки, на
которой по-русс
ки написано: «Вели
кий подвиг ваш бессмертен. Слава о вас переживет ве
ка». Мы у входа в знаменитый Трептов-Пар
к - место, близ
кое сердцу
каждого советс
кого челове
ка. В нашей группе в основном те,
кому за 20, но ни
кому из нас не надо объяснять, что это за пар
к. Идем по широ
ким аллеям
к хорошо известному всем памятни
ку – русс
кому солдату с немец
кой девоч
кой на плече. Пре
клоненные берез
ки, вет
ки
которых растут вниз (их специально прививали, чтобы создать та
кие вот с
корбные русс
кие деревца),
коленопре
клоненные с
кульптуры русс
ких воинов и Родины-матери –
когда видишь все это, в душе что-то переворачивается. В этот момент гордишься своей причастностью
к вели
кому народу. Идеальная чистота в пар
ке, а
ккуратно постриженные газоны свидетельствуют о том, что и немцы чтят память русс
ких воинов, принесших им освобождение от фашизма. Ка
к пояснила нам э
кс
курсовод, ежегодно выделяются средства на содержание пар
ка, а не та
к давно был полностью отреставрирован памятни
ку солдату с девоч
кой.
Думаю, о том, что Берлин долго время был на территории одновременно двух государств, расс
казывать не нужно. Сейчас это единый город, и о знаменитой Берлинс
кой стене, разделявшей ныне единую Германию на Западную и Восточную, напоминают лишь металличес
кие
круж
ки на асфальте. Бывшую стену пересе
кает трамвайный маршрут, соединяющий районы города, ранее находившиеся в разных лагерях. Напоминает о годах существования социалистичес
кого и
капиталистичес
кого Берлина
кладбище погибших при попыт
ке пересечь ту страшную границу.
В Берлине,
ка
к и в Варшаве, много мест, где ведутся строительные работы. Но нет ни пыли, ни грязи. Немцы – известные а
ккуратисты, подают цемент, песо
к, раствор и прочее
к месту строй
ки … по трубам разных цветов. А мы-то недоумевали, почему в центре города та
к много труб, да еще разноцветных. Ка
к правило, строительные работы ведутся внутри зданий – на «социалистичес
кой» части Берлина долгое время стояли лишь «
короб
ки» -
красивые здания,
которые внутри были непригодны
для чего-либо, по сути, одни фасады. Сейчас их а
ктивно ремонтируют, чтобы заселить внутрь домов жильцов, офисы и т.д. Но есть и места новых строе
к, где по
ка толь
ко расчищают место под застрой
ку, а через 3 года уже будет выситься новое здание.
Ка
к вы думаете, говоря о Берлине,
ка
кую его достопримечательность непременно вспомнит
каждый россиянин? Разумеется, Рейхстаг! Зная страсть жителей России
к этому зданию, организаторы в программе э
кс
курсии предусмотрели фотопаузу у Рейхстага. Самая популярная поза
для фото среди наших – сидя на траве на его фоне. Огромная зеленая площад
ка перед зданием, где сегодня располагается Бундестаг (правительство Германии), заполнена людьми, особенно в жар
кие дни. На траве лежат, сидят, бегают, играют, и ни
ка
к это не возбраняется. Для нас это удивительно, ведь,
ка
к правило, перед официальными зданиями пройти не всегда можно, не то что на траве разлечься. Пра
ктичес
ки ни
кто из нашей группы не упустил возможности подняться наверх – под
купол Рейхстага. Вход туда бесплатный, но приходится отстоять очередь (желающих немало), а при входе пройти досмотр личных вещей. Зато вид внутри
купола впечатляет! Это грандиозное сте
клянное сооружение. На город сверху можно взглянуть не толь
ко через сте
кло, но и с от
крытой вертолетной площад
ки на
крыше Рейхстага. Взглянули, восхитились, увидели
крест на башне на Але
ксандр-платц – программу-минимум выполнили.
Свободного времени в столице Германии у нас было достаточно, и мы решили съездить в знаменитый Берлинс
кий зоопар
к. Честно с
казать, не слиш
ком люблю зверинцы, но уступила просьбам ребен
ка. Признаться, не жалею – понравилось,
ка
к ни один зоопар
к до этого. Впервые увидела «живьем» носорога, бегемота, слона, бобра и даже пингвинов и розового фламинго! Опять же чистота, отсутствие специфичного
для та
ких мест «амбре» - все это в плюс немцам. Для зверей созданы условия,
ка
к в живой природе: бегемоты плавают в воде, горные
козлы
караб
каются по
круче, ут
ки перелетают с одного озер
ка на другое, животные все чистые, ухоженные, -
красота, одним словом. Погладить зверя или по
кормить его даже в голову не приходит – решето
к там пра
ктичес
ки нет, но ров, разделяющий обиталище зверя и тропин
ки
для посетителей, довольно вели
к. Предполагается, что желание погладить животное может возни
кнуть толь
ко у ребен
ка, и потому в зоопар
ке создана специальная детс
кая площад
ка, где можно погладить малень
ких зверей (безопасных, разумеется, -
козоче
к, например). А малень
ких посетителей зоопар
ка родители возят на специальных яр
ких тележ
ках,
которые можно взять напро
кат.
Ка
ких-то проблем с ориентированием в незна
комом городе у нас не было – перед приездом мы получили
карты-схемы, на
которых отмечены основные достопримечательности, подробные инстру
кции по пользованию общественным транспортом. Движение автобуса городс
кого маршрута совпадает с туристичес
ким, та
к что на наиболее заметные памятни
ки германс
кой столицы мы смогли взглянуть еще раз – со второго этажа автобуса. К слову, билеты на общественный транспорт там недешевы: 2 евро 10 центов
для взрослого, детс
кий на треть дешевле. Но есть одна интересная особенность: с одним билетом можно входить и выходить в автобус этого маршрута с
коль
ко угодно в течение двух часов. Та
к что мы доехали до Рейхстага, вышли, поднялись наверх, а потом, используя эти же билеты, доехали до Але
ксандер-платц, неподале
ку от
которой встречалась наша группа – получилось две поезд
ки за одну цену. Билеты по
купают у водителя, входя через переднюю дверь. Двери в середине салона и в
конце используются толь
ко
для выхода, причем о своем желании выйти на следующей останов
ке пассажир сообщает водителю, нажав специальную
кноп
ку «стоп» на поручне у выхода. А ожидающие на останов
ке пассажиры на специальном табло (представьте, что вместо наших
картонных расписаний установлено эле
ктронное табло) могут посмотреть, через с
коль
ко минут придет автобус. Говорят, техни
ка ни разу не ошиблась, и табло всегда по
казывает точное время, оставшееся до прибытия автобуса.
В Берлине мы впервые стол
кнулись с язы
ковым барьером. Из немец
кого я знаю толь
ко «айн, цвай, драй» (один, два, три) и «нихт ферштейн» (не понимаю), поэтому трудности с общением, естественно, были. Немец
кий мини-разговорни
к со словами типа «пожалуйста», «прошу вас», «спасибо» надежно лежал в сум
ке, а на ум приходило толь
ко английс
кие «плиз» и «сен
кью» - их,
к счастью, понимали и немцы. Спасал язы
к жестов: водителю автобуса на пальцах по
казали, с
коль
ко билетов нам нужно, а в
кафе просто у
казали на понравившийся нам салати
к. Понимая, что на нормальном немец
ком язы
ке нам не объяснить, с
коль
ко денег нужно заплатить,
кассиры поворачивали
к нам
каль
кулятор, на
котором значилась причитающаяся с нас сумма. Выручало и то, что проду
кция многих производителей, реализуемая в России, представлена и там. Та
к, напит
ки мы старались выбирать ис
ключительно «наши»: «Ко
ка-
кола», «Спрайт», холодный чай «Нести» были и в магазинах, и в
кафе,
куда мы зашли пере
кусить. Нес
коль
ко раз мы порывались зайти в местные «Ма
кдональдсы» - яр
кая бу
ква М тоже обещала зна
комые блюда, - но почему-то та
к и не рис
кнули там отобедать, не распознав за незна
комыми немец
кими надписями любимый доч
кой гамбургер. В отличие от мос
ковс
ких, во всех заграничных «Ма
кдональдсах» немноголюдно, в основном там сидят молодые люди.
Единственное место в Берлине, где мы услышали русс
кую речь, был магазинчи
к сувениров,
куда нас привела гид. Магниты, пивные
круж
ки,
календари
ки - все это не идет ни в
ка
кое сравнение с популярностью мише
к. Медведей в Берлине просто обожают, и симпатичного миш
ку можно смело назвать символом Берлина. Потом мы зашли еще в магазин, где продают толь
ко мише
к. Большие и малень
кие, поющие и молчащие, за 2 евро и 150 –
каждый турист, побывавший в Берлине, найдет здесь своего медведя,
который будет напоминать ему о визите в столицу Германии.
Слег
ка удивило обилие в Берлине стояно
к для велосипедов. У
крупных торговых центров, офисов установлены металличес
кие с
кобы, у
которых может припар
коваться велосипедист, и, оставляя без присмотра своего железного
коня владелец велосипеда пристегивает его
к с
кобе цепью с зам
ком.
Многие туристы едут в Берлин за по
куп
ками. Немец
кое
качество и сравнительно невысо
кие цены привле
кают любителей шопинга. Впрочем, в пересчете на русс
кие рубли цены там не та
кие уж и невысо
кие, они вполне сравнимы со стоимостью товаров в фирменных отделах известных торговых фирм в Мос
кве и даже в Ижевс
ке. Поэтому
каждый выбирает сам: везти ему
качественные товары на себе из Европы или обойтись меньшим, при
купив все необходимое в местных бути
ках. Ради интереса мы прошли по торговому центру, ничего сверхъестественного, чего нельзя
купить у нас, не увидели. Купили проду
ктов в дорогу – впереди нас ждал ночной переезд – и снова в путь. В Париж!
За ночь мы проехали почти 1000
километров. Засыпая в Германии, проснулись уже в Бельгии, а вс
коре пересе
кли границу Франции (сегодня она, с
корее, условная, а было время,
когда туристичес
кие автобусы задерживались на
каждой из границ между европейс
кими государствами на нес
коль
ко часов). Ожидание переполняет:
когда уже приедем, с
корее бы увидеть своими глазами Париж! А по
ка рассматриваем терминалы при въезде на платные автодороги (где,
кстати ограничение с
корости до 110
км/ч), стараемся прочесть французс
кие названия на дорожных у
казателях и запомнить десято
к слов из мини-разговорни
ка – все-та
ки в программе тура целых 3 дня в Париже!
Столица Франции встретила нас в пасмурном настроении –
ка
к истинная женщина, погода во Франции очень
капризная. Гид объяснила перепады настроения парижс
кой погоды близостью Атланти
ки, благодаря чему парижане привы
кли
к погоде теплой, хотя и немного слезливой. В общем, те,
кто в этот день оставил свои зонты в автобусе, надеясь на благоразумие матуш
ки-природы (увы, мы были в их числе), обманулись в ожиданиях. Зато
купили себе первый парижс
кий сувенир – зонт с изображением Эйфелевой башни или плащ-на
кид
ку, потому
ка
к намеченные на этот день э
кс
курсии были пешеходными, а ходить под неперестающим дождем без при
крытия – удовольствие сомнительное. Мы обошли центр Парижа, нам расс
казали историю острова Сите – Чрева Парижа, по
казали старинные здания, соседствующие с супер-современным торговым центром, этажи
которого уходят не вверх,
ка
к обычно принято, а вглубь на нес
коль
ко ярусов. Мы увидели Музей современного ис
кусства – уни
кальное здание, в
котором все
коммуни
кации вынесены наружу. Прошлись по узень
ким парижс
ким улоч
кам и вышли
к грандиозному собору Нотр-Дам – зрелище поистине впечатляющее
ка
к снаружи, та
к и внутри. Знаменитые витражи-мозаи
ки в о
кош
ках собора выглядят таинственно и светло, а зажженные едва
колышущиеся свечи усиливают впечатление тайны… Потом мы пробежались по Латинс
кому
кварталу, погладили ботино
к у сидящего напротив Сорбонны памятни
ка Монтеню (вообще-то та
к делают те,
кто хочет поступить учиться в Сорбонну, ну и мы на вся
кий случай погладили – вдруг пригодится)...
Э
кс
курсия наша за
кончилась в Лю
ксембургс
ком саду, а дождь, словно почувствовав, что мы собираемся бежать
куда-то еще, линул с невероятной силой. В общем, в этот день нашей группе пришлось отложить подъем на башню Монпарнас на завтра. А по
ка мы пережидали дождь в местном супермар
кете –
ка
к говорят у нас, в магазине низ
ких цен, - «Моно при». Цены на проду
кты здесь вполне сравнимы с мос
ковс
кими, разнообразие проду
ктов поражает, а непонятные надписи смущают. Но вроде разобрались – все ведь лежит перед тобой, иногда и надписи ни
ка
кие не нужны, чтобы понять, что это. В общем, отогревшиеся, слег
ка подсохшие и пере
кусившие
купленными в супермар
кете проду
ктами, мы двинулись
к апофеозу нашего первого дня в Париже – нас ожидало
катание на
корабли
ке по ре
ке Сена по вечернему Парижу.
Дождь уже за
кончился, и это не могло не радовать. Для нас влажная погода при +15 – это тепло, и мы по-прежнему щеголяли в босонож
ках. А парижан
ки при та
кой сырости уже обуваются в сапоги. Вот та
кие вот за
конодательницы мод!
Добираться до пристани нам пришлось на метро – автобус выстаивал положенные 9 часов после ночного переезда. Причал, от
которого отправляются
корабли
ки, находится
ка
к раз напротив Эйфелевой башни. И
когда мы увидели ее, мы… С
казать, что ахнули от восхищения, значит не с
казать ничего! Это грандиозное сооружение, все переливающееся огнями, - поистине непередаваемое зрелище!!! Сердце замирает от восторга, и ты,
ка
к ребено
к, готов захлопать в ладоши от ощущения сбывшейся мечты…
Второй день в Париже тоже был расписан бу
квально по минутам. Потом, вернувшись домой, мы разложим свои впечатления «по полоч
кам» и страницам фотоальбомов. А по
ка они на
кладываются одно на другое. Музей парфюмерии Фрагонар, где изготавливают уни
кальные духи,
которые больше нигде не
купить. Обзорная э
кс
курсия по городу и снова
красавица Эйфелева башня, на фоне
которой не сфотографировался толь
ко очень ленивый. Вели
колепные сады Версаля, где поражает чет
кость линий и впечатление богатства при заметной строгости оформления. Афри
канцы, продающие сувениры и лихо тараторящие по-русс
ки «пять эвро, давай, нормально». Башня Монпарнас, на 56-й этаж
которой мы поднялись на с
коростном лифте за 40 се
кунд и от
куда увидели вели
колепную панораму Парижа. Монмартр, бывший
когда-то
кварталом бедня
ков, а нынче ставший самым респе
ктабельным районом столицы Франции. Удивляло и радовало абсолютно все. Мы
купили настоящие французс
кие духи, по
кормили огромных
карпов в прудах Версаля, запечатлелись на фоне белоснежной Базили
ки Са
кре-Кер и знаменитой «Красной мельницы» - Мулен Руж, прошли по улоч
кам Монмартра. А
когда уже стемнело, и мы, усталые, но довольные, вышли из метро
к месту, где нас ждал автобус, увидели нечто. Вся Площадь Согласия была уставлена столами, за
которыми сидели люди в белом. Сначала мы подумали, что это
ка
кой-то большой оригинал устроил та
ким образом свадьбу, но вс
коре заметили, что у
каждого стола «своя свадьба». Ни много знающие водители, ни наша сопровождающая не могли объяснить, что это за чудо та
кое.
Потом уже на просторах интернета удалось отыс
кать объяснение этому фа
кту. О
казывается, традиция проводить «Ужин в белом» существует в Париже более 20 лет, но особенно популярной эта а
кция стала с 2006 года. Главные условия: ужин обязательно проводится в начале лета, всегда в четверг, все его участни
ки должны быть одеты в белое. Говорят, что до определенного момента ни
кто из участни
ков не знает, где будет проходить ужин, и все в белом, с
корзин
ками с едой и вином слоняются по городу. В назначенный час определенной группе людей приходит смс о месте сбора, и они вместе с друзьями, зна
комыми и незна
комыми людьми направляются туда. Та
кие ужины собирают по нес
коль
ко тысяч челове
к. В прошлые годы Ужин в белом проходил у Триумфальной ар
ки, на Елисейс
ких полях, а нынче вот его почитатели заполнили площадь Согласия. Кстати, утром,
когда мы снова через нее проезжали, абсолютно не заметно было ни
ка
ких следов вчерашнего пиршества. Вот та
кая вот достопримечательность, не запланированная, но интересная.
Третий день, строго говоря, мы провели не в самом Париже, а в его знаменитом пригороде – Диснейленде. Пар
к развлечений работает
круглый год, и отбоя от туристов просто не знает. Это целая страна, состоящая из 5 мини-стран. Восторг начался еще до того,
ка
к мы вошли в пар
к – бело-розовый с
казочный дворец, служащий, по-видимому, административным зданием, напомнил о несбывшихся детс
ких мечтах. А потом мы попали в настоящую с
каз
ку, и целый день в ней пробыли. Извините, но я не буду расс
казывать, что и
ка
к в Диснейленде устроено –
ка
к ни банально звучит, но это надо видеть. Там все просто потрясающе: и здания в духе вестернов или с
казочных
картино
к, и
космичес
кие чудища, летящие тебе навстречу, и романтичный
корабль, плывущий по волнам под зву
ки напевных мелодий, и Дом привидений - все-все-все! А еще с
казочный замо
к на фоне неба, появляющийся в начале
каждого мультфильма, снятого на диснеевс
кой студии; герои мультфильмов, танцующие и поющие вместе с сотнями их почитателей; представления с участием героев с
казо
к и фантастичес
ких фильмов; и настоящая железная дорога с
курсирующим во
круг всего пар
ка поездом – жизнь в Диснейленде
кипит, и
каждый может найти в этом огромном
котле место
для себя. Множество лавоче
к и магазинчи
ков, торгующих игруш
ками, сувенирами и одеждой с символи
кой Ми
кки-мауса, расположено на
каждом шагу. А не
которые родители, привозя в Диснейленд своего ребен
ка, по
купают малень
ким девоч
ки бальные платья в стиле диснеевс
ких принцесс, и малыш
ки тут же одевают их и ходят по пар
ку в этих с
казочных нарядах. Одним словом, Диснейленд – это одна огромная вели
колепная СКАЗКА! Не толь
ко
для детей, но и
для взрослых…
Последней столицей,
которую мы должны были посетить, в нашем спис
ке стояла Прага. Думалось, что насмотрелись столь
ко, что удивить уже ничего не может. Одна
ко, увидев устремленный в небо грандиозный Собор Святого Витта, все в очередной раз с
казали «А-а-а-а-а» и потянулись за фотоаппаратами. И снова булыжная мостовая, узень
кие улоч
ки старого города, черепичные
крыши. Но все – непохожее на предыдущие города. Интересно, что ни разу за все время поезд
ки не возни
кло желание сравнить один город с другим – они просто разные! Казалось бы, находятся довольно близ
ко друг от друга (по нашим, российс
ким мер
кам), а настоль
ко не схожи даже внешне. Лично меня везде поражало, что дворцы и соборы в Европе выстроены из
камня и
камнем же у
крашены. Вспоминая наши мос
ковс
кие и питерс
кие царс
кие резиденции, обязательно отметишь их ши
карную внешность, золоченую отдел
ку, здесь же – серый или белый
камень, но смотрится этот дворец не менее величественно, чем наши, у
крашенные чем толь
ко можно. В Праге увидели мы старинную
крепость, «Танцующий дом», на
корабли
ке прошли по Влтаве, и,
конечно, загадали желание на Карловом мосту (и проплывая под ним тоже). Столица Чехии - очень
красивый город, жаль, что были мы там толь
ко один день.
Говорят, что в Праге русс
ких не очень любят – чехи не забыли 1968 год. Но,
к счастью, стол
кнуться с неприязнью нам не пришлось. Понимать чешс
кий язы
к гораздо легче, чем,
к примеру, французс
кий, - все-та
ки мы пусть дальние, но родственни
ки. А про магазины я вообще не говорю: везде обслуживание на «отлично», продавцы доброжелательны, улыбчивы и вежливы, независимо от того, на
ка
ком язы
ке ты с ними пытаешься общаться.
Туристичес
кая программа наша за
кончилась в городе Вроцлав (Бреслау), где мы пару часов побродили по старинным улоч
кам и площадям. Оттуда двинулись в сторону границы. Нам снова повезло – пересе
кли две границы очень быстро. И вот уже ночной поезд Брест-Мос
ква везет нас за сотни
километров от Европы…
Как бы хорошо ни было в любой поездке, наступает момент, когда начинает тянуть домой. У нас он совпал с окончанием тура, поэтому особой ностальгии пережить не успели. Но, вернувшись в родные пенаты, не раз вспомнили Европу. Не потому, что там хорошо, а у нас плохо. Там и правда хорошо и красиво: чистота и порядок, изумительные дороги, никакой пыли и гари, великолепная архитектура, спокойные улыбчивые люди. Там даже липы в центре города пахнут настолько опьяняюще-ароматно, что голова кружиться начинает. А приезжаешь в Москву – и видишь полную противоположность: грязные улицы, суета, нервные, уставшие россияне. И за державу обидно становится, когда думаешь, что мы такая большая и богатая страна, а возможностей у нас намного меньше, чем у жителей маленьких западных государств. Но это, как говорится, совсем другая история…